Моторные масла гомель — масла, применяемые главным образом для снижения трения между движущимися деталями поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания.
Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. В качестве базовых масел обычно используют дистиллятные и остаточные компоненты различной вязкости (углеводороды), их смеси, углеводородные компоненты полученные гидрокрекингом и гидроизомеризацией, а также синтетические продукты (высокомолекулярные углеводороды, полиальфаолефины, сложные эфиры и другие). Большинство всесезонных масел получают путём загущения маловязкой основы макрополимерными присадками.
В 1947 году Американский институт нефти (API) предложил собственный вариант такой классификации, в котором масла делились на категории в зависимости от условий работы масла в двигателе, определяемых в зависимости как от его конструктивных особенностей, так и условий эксплуатации. Всего выделялись три категории (Grades): Regular («рядовое»), Premium («премиальное») и Heavy Duty (HD) («для тяжёлых условий»). Масла категории Regular представляли собой обычные минеральные масла без присадок, предназначенные для нефорсированных и малофорсированных двигателей старых моделей. В маслах категории Premium содержались противоизносные и противоокислительные присадки, что позволяло улучшить их защитные свойства и увеличить срок между заменами масла в современных высоконагруженных двигателях. Масла категории Heavy Duty считались предназначенными для тяжёлых условий эксплуатации и содержали, помимо противоизносных и противоокислительных, моющие присадки (детергенты), предотвращающие образование отложений в моторе, и диспергирующие присадки (диспергенты), не позволяющие содержащимся в масле загрязнениям выпадать в осадок. Впоследствии была введена категория масел Super Heavy Duty («для особо тяжёлых условий»), содержащих повышенную концентрацию моющих присадок и предназначенных для использования в быстроходных дизельных двигателях.
В 1952 году API в сотрудничестве с ASTM была принята классификация моторных масел, получившая обозначение ESCS — Engine Service Classification System, в которой было впервые введено понятие эксплуатационной категории масла (Service Category), а также разделение масел для бензиновых и дизельных двигателей. Масла для бензиновых моторов по ней делились на категории ML, MM и MS, дизельные — DG, DM и DS. Масла категории ML (L — Light) предназначались для условий работы в малофорсированных моторах с низкой склонностью к образованию отложений; MM (M — Medium) — в двигателях с умеренным и жёстким режимом работы и высокой температурой в картере, склонных к образованию отложений и коррозии подшипников; MS (S — Severe) — в двигателях, конструктивные особенности или свойства топлива которых выдвигали особые требования к смазочным маслам. Дизельные масла классифицировались аналогично.