Проверка по иннвключает в себя поиск информации о нём и её дальнейший анализ, направленный на определение добросовестности/недобросовестности потенциального партнёра.
Кто занимается проверкой контрагентов?
В большинстве случаев проверка контрагента по ИНН вменяется в обязанности сотрудников юридической службы и экономического отдела. Если таких структурных подразделений на предприятии нет, ответственность за проверку контрагента будет нести лицо, уполномоченное на заключение контракта.
Для чего нужно проводить проверку контрагента?
Проверка контрагента проводится для минимизации финансовых рисков от сотрудничества с ним. Анализ данных, полученных по ИНН, позволит избежать задержек с поставками, проблем с качеством товаров или услуг, даст возможность пресечь мошеннические схемы контрагента.
Кроме того, данная проверка необходима, чтобы избежать санкций со стороны налоговых органов: если будут найдены нарушения, то ответственность за выбор контрагента полностью ляжет на вашу организацию. Последствия могут быть разными (исключение сделки сомнительного характера из расходов, отказ в приёме к вычету НДС), так что проверять контрагента нужно обязательно.
Что именно изучается при проверке контрагента?
Особенности проверки контрагента − порядок, обязанности сторон, критерии, по которым проводятся исследования, − на законодательном уровне не установлены. Понятие «проверка контрагента» на данный момент не прописывается в нормативно-правовых актах, отсутствует в Налоговом кодексе.
Наряду с этим в 2006 году появилось Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которое несколько проясняет, кто должен проверять контрагента. Оно посвящено вопросу оценки обоснованности получения лицом налоговой выгоды. Её могут признать необоснованной в судебном порядке, если выяснится, что налогоплательщик действовал неосмотрительно. На практике это значит, что ответственность за проверку контрагента возложена на представителей бизнеса. Фактически проверку в большинстве случаев проводят бухгалтеры.